Первый опыт восхождения на Эльбрус

Пять дней ада или зачем это было нужно?

Перед тем как мы с отцом решили покорить Эльбрус - высочайшую вершину Европы (5642 м над уровнем моря - высота Западной и 5626 м Восточной вершин), были долгие раздумья, сможем - не сможем, хватит ли нам нашей подготовки или нет. До восхождения, мы долгое время тренировались, и в общем нам казалось, что мы готовы, готовы ко всем трудностям и приключениям, что нас ждут. Оказалось - мы ошибались.

Больше всего нам хотелось проверить себя - это и было нашей главной задачей.

1 день

Подъем в 4:45 утра, а в моём случае в 3:45, просто потому, что я перепутал время. Лёгкий завтрак и дорога к месту сбора. Знакомство с остальной частью группы. Упаковка вещей в багажник нашей машины и поездка в урочище Джилы-Су к поляне Эммануэля (2600 метров над уровнем моря), которая находится у подножья Эльбруса, в 80 км от города Кисловодска.

В конце пути, небольшая, сильно "разбитая" часть дороги проходила по самому краю обрыва и иногда казалось, что наша жизнь висит на волоске.

Приехали, выгрузили вещи, начались конечные сборы. Измерили количество кислорода и пульс. Вес моего рюкзака был 29 кг, из них большее количество занимала еда, которую я так и не съел, но об этом немного позже.

Первую ночёвку решено было сделать на Немецком аэродроме. Это огромное, достаточно ровное, вытянутое плато, размером примерно 1 км на 2 км на северном склоне Эльбруса в окружении скал, находящееся примерно на высоте 2800 метров над уровнем моря, которое во время Второй мировой войны немцы использовали в качестве взлётно-посадочной полосы.

И хотя набор высоты от поляны МЧС составил всего 200 м, сказать откровенно, наше самочувствие было не очень: сразу начала болеть спина, подкашивались ноги, появилась отдышка, которая увеличивалась с каждым шагом.

Когда пришли, установили лагерь, сходили за водой. Поели, - это был последний раз, когда я нормально ел.

В высокогорье, с набором высоты, у людей которые не прошли предварительной акклиматизации в течении нескольких дней в горах, может возникать горная болезнь, альпинисты называют её "горнячкой". Это состояние при котором возникают сильные головные боли, слабость, плохой аппетит, несварение желудка, сильная отдышка, депрессия.

Так и у нас с отцом, отдельные симптомы горной болезни проявились уже на второй день. Есть вообще не хотелось, болела голова, делать тоже ничего не хотелось. Наш "сожитель" по палатке, альпинист Сергей, сказал, что есть захочется немного позже, нужно лишь подождать. Мы ему поверили и это было нашей роковой ошибкой в последующие дни.

Небо затянули тучи, пошел град, который мы благополучно переждали и я успел сделать пару хороших кадров.

2 день

Общий сбор и выход к каменным "грибам" расположенным на высоте около 3200 м. Это огромные каменные изваяния, причудливая форма которых образовалась наверное за несколько сотен или тысяч лет в результате разрушения их оснований после зимнего таяния снега и в процессе резких перепадов температур.

И хотя набор высоты составил всего 400 м, это стало для нас большим испытанием, так как за плечами у нас были тяжёлые рюкзаки и мы медленно ползли словно по отвесной стене, задыхаясь и прощаясь с последними силами.

Самое интересное, что при такой тяжёлой нагрузке, ты не можешь ни о чем думать, что я буду замечать на протяжении всего восхождения. Работают лишь животные инстинкты: жарко - разделся, холодно - оделся, тяжело - превозмогаешь себя. Ни одной мысли, просто пустота. Это ужасно.

Дошли, расположились на привал, и было принято решение совершить так называемую "заброску" - поднять половину веса рюкзака и всё "железо" на высоту 3700 м в Базовый лагерь.

Немного передохнув и перебрав рюкзаки, мы снова отправились в путь. Пока идёшь нет сил и не хватает времени, чтобы насладиться чудесным пейзажем, ты просто как осёл тащишь рюкзак.

Жарко, у всех участников восхождения горнолыжные очки, так как на высотах более 2500 м, ультрафиолетовое излучение может вызвать ожог роговицы глаз, поэтому очки входят в список обязательного снаряжения для путешествий в таких условиях.

Приходится держать темп участников группы. Несмотря на то, что мы готовились к этому восхождению весь год - мы с отцом оказались почти самыми слабыми в команде.

"Заброска" заняла у нас примерно 5 часов. Подъём по вертикали на 500 м по горам, камням и песку - вот это жизнь…

Дойдя до Базового лагеря и разложив все вещи в домике МЧС начинается самое веселое. Мы просто не можем отдышаться, нас мучает жажда, слабость во всем теле, уже в том момент хотелось вернуться домой. Сл осталось только на то чтобы выпить чаю с печеньем и лечь спать.

3 день

9 августа - день, когда я первый раз замерз. Температура опустилась до -1°C, выйдя из палатки я начал собирать иней, и буквально через пару минут уже не чувствовал пальцев на руках.

Сбор оставшегося снаряжения и опять в гору. На протяжении всего пути не хочется ничего, кроме того, как "сдохнуть". Это чувство не описать словами. Тебе кажется это расточительным: взять и два раза ходить по одному и тому же пути, но, по правде говоря, полный рюкзак за первый заход я бы не затащил.

Навстречу нам спускаются другие альпинисты желают тебе удачи, но в голове только зависть: они то идут вниз, легкой походкой, а ты вынужден тащить вверх всю эту груду хлама.

Наконец снова Базовый лагерь, ставим палатку, осматриваемся - голые камни и ледник Эльбруса. Отдышки как в первый раз уже нет, но все равно чувствуется высота.

Честно сказать, несколько раз я даже пожалел, что брал фотоаппарат: весит много, а доставать настолько сложно, что каждый раз думаешь - "а стоит ли это вообще снимать?".

Отдохнули всего около часа, как поступила новая команда - "Для акклиматизации идём до Нижнего Ленца". Так называется группа скал на высоте около 4600-4800 м.

Если вы сначала читаете этот рассказ, то вам станет интересно: какой там уклон? сколько туда идти? Мы вышли в 3 часа дня. Обули горные ботинки, на них "кошки" и попёрли. На фотографиях может показаться, что там совсем немного надо подняться, но на самом деле это не так.

Расстояние при уклоне в 30% измеряется так: подъём на высоту в 1 м соответствует расстоянию 3 метра по склону, а при уклоне в 60% - это расстояние увеличивается в два раза.

То есть, от Базового лагеря (3700 м) до скал Нижнего Ленца (4600 м), перепад высот составляет "всего" около 1 километра, а идти приходиться 7-8 км. Более того, вверх приходится подниматься зигзагом, так как по прямой идти слишком тяжело.

Когда вернулись в лагерь, мои ноги меня уже не слушались, но дышалось легко - акклиматизация пошла на пользу.

Оказалось, что в Базовом лагере, на такой высоте! - есть кафе, где мы с удовольствием насладились холодным спрайтом и немного покушали. Если бы узнали о кафе раньше, то ни за что бы не тащили столько еды - НИ ЗА ЧТО! В последующие пару дней мы будем в нём кушать...конечно, это мажорство, но увидеть следы цивилизации среди камней и льда, попить спрайт, посидеть в теньке - многого стоит, да и кормили там вкусно.

4 день

Очередной день акклиматизации. Задача подняться куда хватит сил. Встали в 6 утра, смогли дойти до Средних скал Ленца (высота примерно 4800 м), всего на 200 м выше, но чего нам это стоило. Было просто невероятно тяжело.

Спуск отнял все оставшиеся силы. К тому же когда вернулись, отец понял, что у меня тепловой удар, все симптомы указывали именно на него. Весь оставшийся день я отдыхал и приходил в себя от "болезни". К вечеру немного оклемавшись, я сделал пару красивых кадров млечного пути над Эльбрусом.

5 день

Это день отдыха перед восхождением. Чтобы организм получил побольше кислорода для мышц, было решено спуститься на 300 м вниз и вдоволь подышать. Я не понимал зачем мне это и до сих пор не пойму. Это отняло у меня лишние силы, ведь мне уже комфортно дышалось и на высоте 3800 м, мой датчик уровня кислорода показывал цифры в 85-90%. Это хороший показатель, так как при цифрах ниже 75% - на Эльбрус восходить нельзя.

Вернулся я измученный и сразу лёг спать, так как вставать нужно было в 22:00. Моего отца все дни мучила бессонница, а я отлично спал, только постоянно мёрз, наверное потому, что лежал у самой стенки палатки. Лишь в последнюю ночь я не смог заснуть, меня мучили разные сомнения - смогу ли я, хватит ли мне сил...

6 день

Выход в полночь 00:00. Поднялся сильный ветер, казалось что наш поход уже на грани срыва, но нет, все собрались и вышли. Освещая фонариками путь и вбивая свои "кошки" в лёд, я пытался хоть о чём-то задуматься, чтобы не чувствовать всего того ужаса, окружающего меня.

Мой правый ботинок до жуткой боли натирал мне ногу, и я ничего не мог с этим поделать. Шаг за шагом мы поднимались вверх и самое жуткое, что время просто останавливается  -ты идешь, и идешь, и идешь, единственной мыслью было то, что нормальные люди в это время либо спят, либо сидят где-то в баре, смотрят сериал, ужинают в ресторане, а я бл*ять иду посреди ночи на хренову вершину, этой хреновой горы и если я поверну обратно, то сорву все планы наших проводников.

Сжимаю покрепче зубы и через боль вбиваю "кошки" в голый лед, вот она жизнь... Поднялись до скал Нижнего Ленца, потом до Средних, и вот датчик показывает, что мы на высоте 5000 м!

Останавливаемся на привал, к этому моменту я уже сильно замёрз, мои пальцы ног уже онемели, руки в перчатках и варежках потихоньку подмерзали, я одел флисовую кофту, но теплее не стало.

Встречаем рассвет, 5:00. Проходим пару десятков метров вверх и вдруг начинается снежная буря. До вершины "всего" 624 м, это подъёмная величина, ведь мы приготовили горячий компот, еду, вообщем всё, что нужно для победы, шли хорошим темпом, силы оставались, но нет, погода сыграла с нами злую шутку.

Все 5 дней до конечного броска была хорошая погода и как на зло, именно в этот день погода испортилась. По правде говоря, за день до этого я не был уверен, что залезу, но мой отец помог мне, поднял мой боевой дух. Для нас 5000 м это уже большая победа, мы не повернули назад, не прогнулись.

Продолжать восхождение при такой погоде было бы просто самоубийством и нам пришлось спуститься в Базовый лагерь. Когда я шёл вниз, хотелось просто упасть и катиться, пока не встречу на своем пути какой-нибудь камень. Дойдя до лагеря и сняв обувь, заметил две кровавые мозоли на правой ноге, лёг поспать. Через 3 часа мы с отцом решили, что хотим вернуться домой и не будем испытывать судьбу на ещё одно восхождение.

Наш проводник сказал, что это опасно и может вызвать последствия в виде сильных головных болей. Но нам было уже всё равно, мы приняли решение. Домой! А теперь давайте представим себе ситуацию: вы поднялись на 5000 м, спустились до 3700 м, поспали немного, выпили воды и идёте на поляну Эммануэля (2600 м). Измотанный организм принял это как должное. Весь спуск занял 4 часа. По пути встречались живописные пейзажи.

Спустившись на поляну Эммануэля мы должны были спуститься ещё немного ниже, к минеральным источникам Джилу-Су (примерно в часе ходьбы от поляны), спросили дорогу у местных пареньков и пошли за ними, в какой-то момент мы от них отстали. Мы не отчаивались и продолжали идти по незнакомой тропе на свой страх и риск дальше, думаю вы можете себе представить, что после спуска с Эльбруса сил вообще не было и мы еле передвигали ноги.

Мы спускаемся к реке, по очень крутому склону и понимаем, что перед нами непреодолимый поток. Это река Кызыл-Су, правый приток реки Малка, который ежегодно в июле и августе месяце, в период активного таяния ледников Эльбруса, к вечеру, превращается в бурлящий поток.

Находящиеся на берегу люди предлагают помощь, но у нас нет сил, чтобы преодолеть этот мощный поток. Я даже подумал: если выберемся - поверю в бога. Прыгать было слишком опасно, да и с рюкзаком весом в 20 кг это в принцепе невозможно.

Походили по берегу минут 15 и решили идти к водопаду. Подъём по склону отнял у нас последние силы. Немного пройдя вперёд мы увидели внизу удачно расположенные камни, по которым можно было попробовать перебраться на другу сторону.

Принимаем решение, понимая что это наш последний шанс выбраться до темноты, спускаемся опять к Кызыл-Су и видим - по камням никак не переберешься... На другой стороне реки за нами наблюдали две девушки, наслаждаясь зрелищем, как двое замученных туристов пытаются через неё перебраться. От сильного переутомления даже возникла мимолётная мысль попросить их вызвать 911. Плевать.

Собрав всю волю в кулак полезли по осыпи опять наверх. Когда вылезли, отец говорит: "Бросай меня здесь, снимай рюкзак и бегом к поляне Эммануэля, звони, предупреждай маму и просись чтобы тебя приютили".

Для меня это был реальный шок, адреналина выделилось столько, что у меня появились силы даже бежать, ночью с включённым фонариком на голове. Вернувшись за курткой и обдумав план, мы всё таки решили идти до реки, бросать рюкзаки и бежать к лагерю вместе. Честно говоря, мне эта идея была больше по душе.

Добравшись до русла речки вытекающей из "серебрянного" источника, мы не могли напиться, в тот момент я понял весь кайф воды, обычной воды из речки...

Темень, свет двух фонариков, где-то на скале отец говорит: "корова, что она здесь делает?" и тут я замечаю на некотором расстоянии от коровы два глаза. Меня бросает в холодный пот и первая мысль "нам пиз*ец", но оказывается, что это тоже корова. Позже мы узнали, в этом месте, в жаркие летние месяцы, коровы пасуться больше ночью, когда спадает дневная жара.

По пути назад мы видели десятки глаз около дороги, и каждый раз мне становилось не по себе. Так же напугало и то, что некоторые из них умеют кашлять как люди...

Вернувшись в альплагерь на поляну МЧС и позвонив маме, мы нашли приют. Пошли назад к рюкзакам и потом снова назад в лагерь. Отцу сказал, что буду тащить рюкзак, пока не упаду, он меня подбодрил, но я увидел, что он за меня сильно переживает.

В животе не было ничего с самого утра. Ещё в 3:00, на привале, во время восхождения на вершину, я подумал, что у меня в животе кроме холодного воздуха ничего нет, так и до самого глубокого вечера я ничего не поел.

в 22:00 мы поужинали, хотя мои руки уже не могли держать железную вилку, зашли в палатку и рухнули спать. Лежали мы в спальниках на деревянных досках, а было так комфортно, что казалось мы уже дома.

7 день

Проснулись в 8:00, сходили к "серебрянному" источнику попили воды и двинулись в путь к Джилу-Су. Там нас уже ждали.

Это был не отдых, а проверка своих сил. В этом путешествии я понял, что человеческие возможности безграничны. Пройти такое расстояние на "морально волевых" и не упасть в обморок от усталости - это кажется невероятным. Я не зазнаюсь, но мое состояние было просто на грани обморока.

Очень хорошо подумайте, а стоит ли вообще вам туда идти. За эти 5 дней в горах я потерял 4,5 кг веса, но проверил себя.

Фотографии, которые вы увидите, сделаны не без огромного труда. В состоянии сильной усталости делать что-либо, вообще не хочется, тем более когда тащишь лишние килограммы. Надеюсь фотографии вы оцените. Спасибо за внимание!